Взаимодействие с поставщиками
«Норникель» закупает более 40 агрегированных закупочных категорий — от тяжелого промышленного оборудования до продуктов питания.
Порядок проведения закупочных процедур регламентирован положением «О порядке подготовки и проведения закупок продукции для предприятий Группы компаний «Норильский никель» и локальными положениями о закупках предприятий Группы.
«Наша Компания подходит к вопросу материально технического снабжения как к одному из ключевых направлений эффективного и устойчивого развития бизнеса. Своевременная поставка ресурсов и оборудования вместе с оперативными управленческими решениями позволяет нам успешно выполнять производственные планы и обеспечивать непрерывную поставку продукции потребителям».С.В. Мурашко,
заместитель директора Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» по материально‑техническому обеспечению
Автоматизация закупочных процессов
В «Норникеле» управление взаимодействием с поставщиками автоматизировано на единой электронной платформе SAP SRM От англ. System Analysis Program Supplier Relationship Management — SAP «Управление взаимоотношениями с поставщиками» . .
Информация о закупках размещается на сайте «Норникеля». Для потенциальных поставщиков и партнеров на платформе SRM предоставлена возможность онлайн‑информирования по закупкам всех категорий. Кроме того, система позволяет формировать и выгружать отчеты по закупочным процедурам и иные необходимые документы, что значительно упрощает процесс документооборота с поставщиками.
Доступ к SRM предоставляется бесплатно и не требует наличия электронной подписи для регистрации и работы в системе. Для оптимизации процедур взаиморасчетов в Группе применяется электронный документооборот.
Кооперация с местными производителями
Одним из приоритетных направлений взаимодействия с поставщиками является развитие закупок у местных производителей. Для этих целей Компания заключила соглашение о сотрудничестве с правительством Красноярского края. В результате объемы закупки материальных ресурсов и услуг у предприятий Красноярского края в 2023 году составили 122 % к предыдущему году.
«Норникель» также поддерживает сотрудничество Группы с коренными народами Севера, осуществляя закупки продукции у общин коренных народов Таймыра и оленеводческих предприятий Мурманской области.
Включение требований по ответственной цепочке поставок в договоры с поставщиками
«Норникель» ожидает от своих контрагентов соблюдения требований по устойчивому развитию, которых придерживается сама Группа. В типовые формы соглашений и Общие условия договоров был внесен пункт о необходимости соответствия требованиям по устойчивому развитию Компании, перечисленным в Кодексе. Данный пункт также информирует поставщиков о возможности обращения в Службу корпоративного доверия «Норникеля», которая является базовым механизмом Компании для работы с жалобами и обращениями Подробнее о функционале Службы корпоративного доверия читайте в подразделе «Служба корпоративного доверия».. В 2023 году более 12 тыс. договоровИмеются в виду договоры с поставщиками российских активов Группы. было заключено по типовым формам.
Кроме того, для предупреждения случаев коррупции в договоры с поставщиками включена антикоррупционная оговорка, закрепляющая взаимное понимание сторонами недопустимости коррупционных правонарушений. Оговорка фиксирует обязанность своевременно информировать другую сторону о выявлении возможных коррупционных рисков и проведении соответствующих проверок, а также предусматривает основания для расторжения договора или применения иных мер ответственности, в случае если контрагент нарушит антикоррупционную оговорку или будет доказана его неправомерная деятельность.
Выявление рисков поставщика
Выявление рисков поставщика включает в себя несколько процедурПодробнее о выявлении и оценке рисков в цепочке поставок минерального сырья читайте в подразделе «Оценка рисков в цепочке поставок минерального сырья»:
- процедуры управления ответственной цепочкой поставок;
- механизм, обособленный от управления ответственной цепочкой поставок: проверка всех контрагентов на предмет благонадежности, платежеспособности и финансовой устойчивости (далее — проверка благонадежности).
Проверка благонадежности — обязательная часть процесса контрактации, которая не является частью Системы и проводится в отношении всех потенциальных поставщиков Группы. Таким образом, процесс выявления рисков в отношении цепочки поставок начинается до этапа заключения договора с потенциальным поставщиком.
Данная проверка нацелена на подтверждение соответствия контрагента применимому законодательству, отсутствия коррупционных рисков, а также надежности поставщика в части выполнения им договорных обязательств. Помимо изучения регистрационных данных и данных об операционной и финансовой деятельности поставщика, специалисты «Норникеля» анализируют общедоступную информацию о руководстве и бизнес-окружении потенциального контрагента.
На основе проведенной проверки благонадежности принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с потенциальным поставщиком. Проверка также проводится в отношении действующих поставщиков, в случае если с момента предыдущей проверки прошло более 12 месяцев.
Обучение по ответственной цепочке поставок
Обучение поставщиков
«Норникель» уделяет особое внимание повышению осведомленности своих поставщиков в области устойчивого развития и ответственной цепочки поставок и проводит обучающие тренинги. Тренинги направлены на развитие знаний требований внутренних политик и процессов «Норникеля», а также обновлений в требованиях российских регуляторов и международных стандартов.
Важной частью взаимодействия с поставщиками является проведение рабочих встреч с руководителями и специалистами компаний‑поставщиков для разъяснения стандартов и требований «Норникеля» в области ответственной цепочки поставок и особенностей процедуры комплексной проверки цепочки поставок минерального сырья и анкетирования по устойчивому развитию поставщиков товаров, работ и услуг.
Обучение сотрудников
Сотрудники «Норникеля», ответственные за реализацию и контроль соблюдения процедур управления ответственной цепочкой поставок, регулярно участвуют в углубленных обучающих мероприятиях, посвященных ответственной цепочке поставок. В 2023 году для руководителей и сотрудников Главного офиса, Заполярного филиала, ООО «Медвежий ручей», Кольской ГМК и Быстринского ГОКа было организовано 13 тренингов, посвященных вопросам ответственной цепочки поставокВ периметр обученных специалистов «Норникеля» также включены внутренние поставщики минерального сырья, входящие в Группу..
Обучение в отчетном периоде
2023 году в тренингах по ответственной цепочке поставок принимали участие как сотрудники, так и поставщики Группы.
Планы по развитию обучения
В целях повышения информированности поставщиков и сотрудников о практиках управления ответственной цепочкой поставок Компания планирует усовершенствовать свою систему обучения по устойчивому развитию и запустить обучающий курс по ответственным цепочкам поставок. Этот курс познакомит с внутренними документами и процессами по ответственной цепочке поставок в «Норникеле», а также поможет сформировать улучшенное понимание подходов и передовых практик к выстраиванию ответственных цепочек поставок.
Служба корпоративного доверия
С 2010 года в «Норникеле» функционирует Служба корпоративного доверия (далее — СКД). Компания создала ее с целью своевременного обеспечения объективной и достоверной информацией руководителей Группы о выявленных злоупотреблениях, хищениях, коррупционных проявлениях, мошенничестве и иных нарушениях для принятия эффективных управленческих решений.
Заинтересованные стороны могут сообщать в СКД о нарушениях законодательства и внутренних политик Компании. Это позволяет руководству «Норникеля» получать своевременные предупреждения о выявленных проблемах и оперативно реагировать, в том числе чтобы предотвращать их повторение.
Обращения могут быть анонимными, при их рассмотрении соблюдается конфиденциальность, объективность и беспристрастность, какое-либо преследование исключается.
Кроме того, реализована возможность подачи обращения в СКД через виртуальных помощников на платформах «НИКА» и «Суперника»«НИКА» и «Суперника» — платформы, направленные на создание единой цифровой среды для сотрудников Компании, в том числе с функцией предоставления обратной связи.. Данный сервис доступен сотрудникам предприятий Группы.
Обращения обрабатываются в соответствии с утвержденным в Компании Порядком функционирования Службы корпоративного доверия. Статистика обращений рассматривается на заседаниях Комитета Совета директоров Компании по аудиту и публикуется в Отчете об устойчивом развитии. Отчеты о работе СКД направляются в подразделения Группы.
В 2023 году в СКД поступило 113 обращений по теме «Ответственный выбор поставщиков» от сотрудников подрядных и субподрядных организаций. По всем обращениям, содержащим подтвержденные нарушения, были проведены корректирующие мероприятия с целью исправления ситуации и устранения негативных последствий.